История танго

(03/06/2014)

Появление танго относят к середине XIX века, когда вокруг молодого города Буэнос-Айреса образовались жилые пригороды, населенные крестьянами, приехавшими из глубинки и эмигрантами. Национальные мелодии смешивались, создавая запоминающиеся звуки танго — африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка и немецкий вальс.

Танго между мужчинамиСначала появились музыка и танец, позже — стихи. Изначально танго танцевали в барах, кафе, игорных домах и «киломбос» (публичных домах). Тогда это был мужской танец — дуэль, своего рода соревнование за женщину. Она отдавала предпочтение самому ловкому и изобретательному танцору. Случалось, проигравший, глядя, как его соперник удаляется под руку с дамой, пускал в ход последний аргумент — нож. Поэтому танец сердца, танец чувства, танго еще называют танцем смерти. В память о тех временах сегодня в Буэнос-Айресе практически каждое танго-шоу начинается с выступления мужских пар. Позднее танго превратилось в парный танец. Во многом и по сей день сохранилась противоборствующая сила и правила игры: мужчина ведет, дама следует за ним.
Оркестр, исполняющий танго, состоит из бандонеона (разновидность баяна), гитары, контрабаса и пианино. В начале XX века к уникальному хрипловатому тембру бандонеона добавились звуки гитары, флейты и скрипки. Появились оркестры, исполнявшие танго. Оно стремительно набирало популярность, и только высшее общество не признавало новой музыки.
Изобретение звукозаписи позволило танго завоевать огромную аудиторию. В 1917 году малоизвестный в то время певец по имени Карлос Гардель записал на пластинку танго «Mi Noche Triste» («Моя грустная ночь»). Буквально на следующее утро он стал первой великой звездой танго, чей голос зазвучал не только в Аргентине, но и по всему миру.
В 40-е годы XX века танго пользовалось огромной популярностью. После установления в Аргентине военной диктатуры танго всячески преследовалось и долгие десятилетия находилось под запретом. В 60-е, столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго перешло в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями, хотя многие школьники все еще заучивали стихи танго. Музыкантом, возродившим танго, был Астор Пьяццола.

Рожденное в предместьях Буэнос-Айреса в XIX в., танго вТанго. Открытка 1920-х г. несколько облагороженном виде стало известным в Париже в 1910 г., откуда и начало свое триумфальное шествие по всему миру — в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, а австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме. Но в 1914 году ученики аргентинца К. Аина станцевали танго в Ватикане, после чего Папа снял свой запрет.
В России танго стало очень популярным в начале ХХ века, хотя и было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». В 20-30-е годы оно также было под запретом как танец «упадочной» буржуазной культуры. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем». Звучали сладостные мелодии О. Строка, задушевное танго в исполнении В. Козина, П. Лещенко, К. Сокольского, А. Вертинского, а затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов.

Аргентина или Уругвай?

Несмотря на то, что мы называем танго «аргентинским» родительские права на него заявляет и Уругвай, где танго также является фольклором.
Спор между Аргентиной и Уругваем о том, кто же все-таки изобрел танго, очень напоминает спор ирландцев и шотландцев об авторстве виски. К единому мнению стороны не придут никогда, потому что этого мнения просто не может быть. На самом деле правых в этом споре нет, а истина, как всегда, находится где-то посередине.
Ни Аргентина, ни Уругвай, если говорить серьезно и со всей ответственностью, не имеют никакого права претендовать на исключительное «отцовство» по отношению к танго. Но обе страны, расположенные по берегам Рио-де-ла-Платы, совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя общей родиной танго.

Вид на Рио-де-ла-ПлатаЧто такое Рио-де-ла-Плата? Во-первых, конечно, это — большая река, самая широкая река мира, соединившая две другие большие реки — Парану и Уругвай. Во-вторых, это — географическое пространство, охватывающее территорию Уругвая и аргентинские провинции, такие как Буэнос-Айрес, Санта-Фе, Энтре-Риос. И, наконец, это и культурное пространство, соединившее два народа, которые имеют общие корни — иммигрантские, в основном, — говорят на одном языке, хотя и с некоторыми отличиями в произношении и акцентах, и которые культивируют одни и те же ценности, независимо от политической и исторической траектории своих стран.
Два города-порта на берегах реки, подобной морю, способствовали рождению танго. Там, в портовой зоне, в пригородах Буэнос-Айреса и Монтевидео, родилось танго.
Как это ни прискорбно для аргентинцев, считается, что первое танго «La Morocha» («Неувядающая») создал уругваец Энрике Саборидо. Самое известное танго всех времен «La Cumparsita» также сочинил уругваец Херардо Родригес.
Но, если бы не было Буэнос-Айреса, мир скорее всего никогда бы не узнал этого зажигательного эротичного танца. Именно в аргентинской столице танго превратилось в предмет культа низших слоев общества, и именно отсюда из портовых районов оно выплеснулось в Европу. Старый Свет был поражен энергетикой и вызывающей откровенностью фантастического латиноамериканского танца.

© La Casa - Аргентинское танго в Волгограде