Об импровизации в танго

(04/06/2014)

Сценические выступления в стиле аргентинского танго, как правило, постановочны, и могут варьироваться от балета с элементами танго до танго с элементами балета. Однако в своей наичистейшей форме, как социальный танец, аргентинское танго — в высшей степени импровизационный стиль. Основываясь на знании движений танго, танцоры составляют фразы в мгновения танца, не пользуясь заготовками. Такая импровизация позволяет им танцевать на переполненных танцполах и благополучно выражать свою сущность в движении.

Новички обычно знакомятся с импровизацией, выбирая паттерны из небольшого ограниченного набора заранее отрепетированных фигур. Выбор из среднего набора фигур, некоторые из которых тесно связываются друг с другом, демонстрирует несколько большее импровизационное мастерство исполнителя и предоставляет ему большую творческую свободу. Выбор из большого количества фигур, многие из которых тесно связываются друг с другом, открывает исполнителю еще больший творческий импровизационный простор. Несравненно большая свобода обнаруживается в умении исполнителя танцевать, исполняя движения и комбинации без малейшего промедления. Высшая же степень импровизационной свободы и подлинное мастерство танго сокрыты в умении выбирать индивидуальные степы для мгновенного исполнения вообще без использования каких бы то ни было заготовок.

Развитие импровизационных навыков

Беглая импровизация требует глубоких знаний словаря движений танго. Танцору, пополняющему свой словарь, умение импровизации может даваться естественно, а может потребовать определенных усилий. Импровизации, конечно, нужна щепотка волшебства, но по большему счету импровизация объяснима, доступна анализу и постижима.

Почти все степы, фигуры и комбинации, встречающиеся в социальном аргентинском танго, могут быть сочинены из лежащих в их основе структурных элементов, составляющих теорию этого танца. Эти структурные элементы включают в себя шаги, повороты, сэндвичи, украшения танца и связи между ними. Подлинное понимание сущности этих элементов и умение их исполнять может серьезным образом облегчить задачу импровизации, поскольку дает возможность в случае необходимости вставить в танец тот или иной элемент. Понимание, о котором мы говорим, приходит с длительным обучением танго, но все же процесс научения импровизации можно ускорить.

Однако не существует какого-то конкретного подхода в обучении импровизации. Суть лежит в самом танце. Великий джазмен Чарли Паркер однажды сказал: «Выучи модуляции, а потом забудь их». Ваша цель в аргентинском танго — выйти за пределы степов, фигур, комбинаций и теории и вступить в пределы подлинного художественного выражения.

Великие импровизаторы танго не мыслят категориями очо, очо кортадо и мулинете. Они не мыслят категориями сакада, болео и хиро. Великие танцоры усваивают информацию танца в такой степени, что им больше не нужно о ней задумываться. Они уделяют большее внимание тому, подходят ли все эти степы, фигуры, комбинации, структурные элементы, словом, просто их танец — переполненному танцполу.

Поиск волшебства

На переполненном танцполе важную роль в импровизации играет интуиция. Когда перед танцором с перерывом в одну-две секунды появляются и исчезают пространства для шага, необходимо реагировать моментально. Поэтому перемещение по танцполу, набитому битком, в огромной мере основывается на интуитивном принятии решений, а не на тщательном планировании и выборе из всех возможных вариантов движения.

В этом контексте освоение импровизации — преимущественно мыслительный процесс, в ходе которого сознание учит подсознание танцевать танго. Социальное танцевание танго — это импровизационное упражнение, заставляющее сознание и подсознание работать вместе и создавать танец из известных им приемов и возможностей. Расслабленность, получение удовольствия от танца позволяют подсознанию в большей мере проявить себя и направляют танец в подлинно творческое русло.

Однако импровизация — это не только работа ума. Это еще и работа тела, связь тела с сознанием. Движения, необходимые для танца, должны постигаться не только умом, но и телом. Смотрите в оба и слушайте, что подсказывает вам тело так же, как вы сосредотачиваетесь на умственных аспектах танца, и тогда вы выйдете за рамки теории и сможете танцевать по-настоящему. Откройтесь музыке, откройтесь движению, партнеру и всем участникам танца, и танец начнется.

Танцуя аргентинское танго на переполненном танцполе, мы исполняем те степы, которые позволяет нам исполнять танцпол. Когда перед нами открывается большое пространство, мы можем начать исполнение одной из крупных фигур, из которой нам известны несколько переходов. Такой танец мы можем танцевать с партнером даже на самом переполненном танцполе, сохраняя при этом погруженность в музыку, не утруждая себя необходимостью высчитывать пространство, не врезаясь в людей и всячески наслаждаясь моментом.

Импровизация и музыкальность

Беглая импровизация требует от танцора музыкального характера движения. Чтобы научиться импровизировать, составьте коллекцию музыки для танго и как можно чаще слушайте песни. Коллекция не обязательно должна быть большой. Когда есть возможность, танцуйте во время прослушивания — без партнера. Вдобавок к движению в ритм музыки двигайтесь под другие структурные части композиций. Учитесь танцевать под музыкальные фразы, разграниченные паузами или другими закрывающими элементами.

Импровизация и наблюдение

Вы можете улучшить навыки импровизации, наблюдая за хорошими танцорами танго. Посмотрите, как они танцуют на милонгах и практиках. Посмотрите их танцы, записанные на видеокассетах и DVD — в особенности те, целью которых не является обучение той или иной фигуре. Когда смотрите на выступление, анализируйте то, как создаются и слагаются в последовательность фигуры, комбинации и структурные элементы. Обратите внимание на связь танца с музыкой. Танцуют ли исполнители в ритм, акцентируют ли в движении фразы?

Импровизация и обучение танго

В противоположность нуждам, которые ставит перед танцором задача импровизации, большинство преподавателей танго обучают фигурам и комбинациям. Лишь немногие преподают ту основу, из которой проистекают степы и последовательности. Может показаться, что такой подход к обучению не способствует развитию импровизационных навыков, но известно, что преподаватели, обучающие комбинациям, выпускают в свет множество прекрасных импровизаторов. Некоторые их ученики развивают в себе интуитивное ощущение структуры танго просто благодаря изучению множества фигур и последовательностей; они начинают импровизировать безо всякой формальной учебной базы, представляющей структуру танца. У этих танцоров формальное преподавание структуры танца убыстрило бы процесс формирования импровизационных навыков, однако оно не является для них обязательным.

Вместо того чтобы считать учебный подход с преподаванием структуры танца и учебный подход без таковой двумя противоположностями, следует расценивать их как дополнение один другого. Мы обнаруживаем, что понимание структуры танго в высшей степени способствует усвоению новых фигур и импровизации. Танцоры со знанием структурных элементов танца черпают в инструкциях относительно фигур и комбинаций больше пользы. Для них изучение степов и последовательностей превращается в изучение того, как мастера используют в танце структурные элементы, связующие отдельные части воедино. Педагогический процесс в этом случае схож с тем, когда человек сначала обучается музыкальной теории джаза, а потом применяет полученные знания в анализе того, как играют Майлз Дэвис и Джон Колтрейн.

Если же вы обучаетесь у того, кто преподает аргентинское танго посредством фигур и комбинаций, учите степы, фигуры и комбинации в точности такими, какими они вам преподаются. Стремитесь обнаружить красоту того, как создаются эти фигуры и комбинации, как структурные элементы слагают танец. После того, как выучиваете новые фигуры и последовательности, пытайтесь их разнообразить и объединить. Вскоре связки и базовые элементы танца станут частью вашего подсознательного словаря движений.

Вряд ли вы точь-в-точь воспроизведете на танцполе движения, выученные в классе, если только специально не зададитесь этой целью. Условия танцпола отличаются от условий классной комнаты. И ваш опыт всегда будет отличаться от опыта вашего учителя. Как сказал Нито Гарсия, «Bailas como sos» — «Ты танцуешь того, кто ты есть».

© La Casa - Аргентинское танго в Волгограде